Автор: Елена Вениаминовна Зинченко
Е.И. Попов, к.б.н., ВНИИ прикладной микробиологии г. Оболенск Московской области

В патогенезе большинства наиболее распространенных клинических форм кожных заболеваний определенное значение имеет функциональное состояние гипофизарно-надпочечниковой системы, гипоталамуса и ретикулярной формации ствола головного мозга, процессов микроциркуляции, кининоген-кининовой системы, глюкокортикоидной системы и щитовидной железы.

Важную роль здесь имеют патологии сосудов. Отмечена взаимосвязь аллергических заболеваний кожи с микотической и стрепто-стафилококковой патологиями. иммунологическая реактивность и последствия стресса. В работе исследовались динамические изменения активности некоторых ферментов в патогенезе различных заболеваний кожи и влияние на них различных схем лечения у собак и кошек. Содержание уропепсина определяли с помощью метода Уэста и соавт. (в модификации И.Ф. Греха и Е.А. Богнибова), плазмопепсиногена – с помощью метода В.Н. Туголукова, амилазы мочи – с помощью метода Вольгемута, аминопептидазы мочи — с помощью метода Н.Е. Бельского, энтерокиназы кала — с помощью метода Г.К. Шлыгина.

Животных, используемых в опыте, распределили по 3 группам:
— контрольная группа (здоровые животные);
— I опытная группа (больные животные, которым назначили гормональные средства);
— II опытная группа (больные животные, которым наряду с традиционной терапией назначили иммунопробиотик «Бактонеотим» (снят с производства)).

 

Исследование уропепсина у животных с инфекционными дерматитами.

Инфекции, паразиты, некорректное кормление, травмы, стрессы чаще всего являются причинами экзогенных алопеций. Одним из критериев выздоровления считают интенсивность очищения организма от продуктов белкового и клеточного распада, которая коррелирует с активностью фермента.

В контрольной группе исследовали 24 собаки и 12 кошек различных пород. В опытной группе было исследовано 98 животных с инфекционными дерматитами (33 кошки, 65 собак) в возрасте 3-10 лет, у 30 из них патологический процесс был распространенным, у 48 – локальным. В эту же группу включили 20 особей, у которых длительность заболевания превышала 1 год.

В группе здоровых собак и кошек различных пород уровень уропепсина составлял, соответственно, 13,6±2,0 и 11,9±3,3 ЕД/час, у бесшерстных кошек -13,8±1,4 ЕД/час.

При первичном обследовании больных животных обеих групп с клиническими признаками дерматита показатели уропепсина в моче у собак оказались сниженными и составили 9,1±2,8 ЕД/ч; у кошек — 8,2±1,2 ЕД/ч. Сильно снижено содержание уропепсина было у собак в возрасте 8-10 лет, которые страдали дерматитом более 1 года, средняя величина концентрации составила 7,8±1,2 ЕД/ч, у кошек этот показатель при тех же условиях был выше и составил 8,2±2,1 ЕД/ч.

В контрольной группе животных лечили традиционными методами:
— для длительного лечения и контроля зуда назначали 0,5-1% гидрокортизон или препараты 0,5% преднизолона;
— в качестве дезинфицирующих средств применяли бактерицидную мазь на основе хвойных спиртов «Вединол»(снят с производства) , хлоргексидин, поливидон-йод и др.;
— в случае дерматитов, осложненных демодекозом или саркоптоидозом, применяли комбинированную мазь «Вединол-плюс» (снят с производства), обладающую противовоспалительным, дезинфицирующим и акарицидным действиями.

Уровень уропепсина в моче у животных этой группы возрастал на 5-10% практически одновременно с началом улучшения общего состояния. Однако, даже при клинически полном очищении покровов показатель уропепсина (син.: пепсин мочи, уропепсиноген) не достигал уровня нормы.

В опытной группе лечение проводили с включением в аналогичную схему иммунопробиотика «Бактонеотим» (снят с производства). Рост уровня уропепсина начинался еще до проявления клинических признаков выздоровления, повышение его уровня на 30-40% наблюдали при достижении клинической картины выздоровления. Нормальный уровень фермента наблюдали через 1-1,5 недели после полного внешнего излечения.

 

Исследование плазмопепсиногена в крови у животных с эндокринными заболеваниями.

Эндокринные заболевания, имеющие кожные проявления, носят хронический характер. В таких случаях наблюдают характерное симметричное расположение алопеций и гиперемированных участков кожи. Прогноз делают после изучения активности ферментов, отвечающих за очищение организма от продуктов распада, в том числе и плазмопепсиногена.

У здоровых собак и кошек уровень плазмопепсиногена различных пород составил, соответственно, 2,1±0,5 и 1,8±0,2 мг%.

При первичном обращении в клинику показатели плазмопепсиногена у собак с клиническими признаками экземы составили 1,6±0,5 мг%, у кошек — 0,7±0,02 мг%. Сопутствующие заболевания (хронический гастрит, холецистит, урологический синдром и др.) оказывали определенное влияние как на течение и продолжительность хронического рецидивирующего аллергического заболевания кожи, так и на уровень плазмопепсиногена в крови. Например, у 2 собак с хроническим гипоацидным гастритом и распространенной экземой, длящимися на протяжении 6 и 12 мес., активность плазмопепсиногена составляла 0,7 и 0,9 мг%, соответственно. У 1 собаки с сопутствующим холециститом уровень фермента в крови равнялся 3,1 мг%.

Исследование активности плазмопепсиногена проведено в двух опытных группах у 41 животного с эндокринными кожными заболеваниями (15 кошек, 26 собак). У 12 особей (2 кошки и 10 собак) длительность заболевания превышала 1 год.

Лечение животных обеих групп проводилось по аналогичной схеме.

В первой опытной группе при традиционном лечении (без Бактонеотима) клинически наблюдалось улучшение общего состояния, однако уровень плазмопепсиногена не восстановился до нормы.

Во второй опытной группе при включении в схему «Бактонеотим» (снят с производства) улучшение клинической картины заболевания коррелировало с ростом показателей плазмопепсиногена — у 7 из 8 повторно обследованных собак они достигли нормы (1,9±2,7 мг%). У кошек наблюдалась более быстрая нормализация концентрации плазмопепсиногена, она даже несколько опережала динамику клинических признаков выздоровления.