Е.И. Попов, к.б.н., ВНИИ прикладной микробиологии, г. Оболенск, Московская область

Исследование плазмопепсиногена в крови у животных с эндокринными заболеваниями. Эти патологии в совокупности с кожными проявлениями носят хронический характер. В случаях их развития наблюдают характерное симметричное расположение алопеций и гиперемированных участков кожи.

Прогноз базируется на данных изучения активности ферментов, отвечающих за очищение организма животного от продуктов распада, в том числе и плазмопепсиногена. У здоровых домашних собак и кошек различных пород его уровень составил 2,1±0,5 и 1,8±0,2 мг%, соответственно (норма).

У 26 собак с клиническими признаками экземы, поступивших на прием впервые, показатели плазмопепсиногена составили 1,6±0,5 мг%. Уровень ферментов у 15 кошек — 0,7±0,02 мг%. Сопутствующие заболевания (хронический гастрит, холецистит, урологический синдром и др.) оказывали определенное влияние как на течение и продолжительность хронического рецидивирующего аллергического заболевания кожи, так и на уровень плазмопепсиногена в крови. Например, у двух собак с хроническим гипоацидным гастритом и распространенной экземой, длящимися на протяжении 6 и 12 мес., активность плазмопепсиногена составляла 0,7 и 0,9 мг%, соответственно. У одной собаки с сопутствующим холециститом уровень указанного энзима в крови равнялся 3,1 мг%. Исследуемых животных с эндокринными кожными заболеваниями распределили в две опытные группы. Из 41 животных у 12 особей (2 кошек и 10 собак) длительность заболевания превышала 1 год.

Лечение животных обеих групп проводилось по аналогичной схеме. В I опытной группе при традиционном лечении (без «Бактонеотима»*) клинически наблюдалось улучшение общего состояния, однако уровень плазмопепсиногена не восстановился до нормы. Во II опытной группе (включение в схему «Бактонеотима») улучшение клинической картины заболевания коррелировало с ростом показателей плазмопепсиногена — у 7 из 8 повторно обследованных собак они достигли нормы (1,9±2,7 мг%). У кошек наблюдалась более скорая нормализация концентрации плазмопепсиногена, она даже несколько опережала динамику клинических признаков выздоровления.

 

Изучение амилолитической активности мочи у животных с различными формами метаболической себореи.

Причинами первичной метаболической себореи являются гормональные расстройства, нарушения жирового обмена, заболевания печени. Отражением этих нарушений может являться амилолитическая активность мочи: ее повышение выявляют при панкреатите, желчекаменной болезни, заболеваниях слюнных желез; снижение – при заболеваниях печени и почек.

Амилолитическая активность у здоровых животных (норма) была 156,5±3,3 Ед/л для собак и 87,1±2,6 Ед/л для кошек.  Ее изучение проведено у животных с различными формами себореи проведено у 211 собак и 77 кошек (287 голов). Продолжительность заболевания во всех клинических случаях измерялась месяцами (4-6 мес). Из них сниженные показатели амилазы в моче отмечены у 18 собак, повышенные — у 24 собак.

У собак выявлена зависимость показателей амилазы в моче при кожных заболеваниях от возраста. Так, у животных с аллергическими заболеваниями кожи в возрасте 8-9 лет она была повышена у 19 из 40, у животных старше 9 лет – у 23 из 37.   Увеличение активности амилазы с продолжительностью экзематозного процесса до 0,5 года отмечены у 11 из 35 собак, с продолжительностью более 1 года — у 23 из 42 собак.  В случае локализованной формы экземы увеличение активности фермента были отмечены у 3 из 8 — у 69 собак. собак, тогда как в случае генерализованной формы 39 из 77.

Присоединение сопутствующих заболеваний к основному влияло на показатели амилазы мочи. Так, из собак с аллергическими заболеваниями кожи уровень активности амилазы был повышен при:
— холецистите (3 гол.);
— гельминтозах (20 гол.);
— гиперацидном гастрите (5 гол.).

Лечение животных I опытной группы включало специфическую и симптоматическую терапию. Во всех случаях наблюдали корреляцию между наличием клинических признаков и активностью амилазы мочи. Лечение здесь имело временный успех, что отражал и анализ амилазы мочи: в период получения препаратов активность амилазы приближалась к норме, но по окончания курса приема он начинал повышаться, опережая проявление клинических признаков дерматитов.

Животных II опытной группы лечили с применением иммунопробиотика «Бактонеотим» в соответствии с наставлением. В течение 1-2 недель терапии уровень амилазы снижался до нормального, затем наступило клиническое выздоровление животных.

 

Активность аминопептидазы у животных с пищевыми аллергиями.

Характерным признаком пищевых аллергий являются сильный, неподдающийся терапии зуд и интенсивное вылизывание подушечек пальцев. Повреждения кожи чаще вторичные.  Отражением степени аллергических проявлений может быть активность аминопептидаз, катализирующих отщепление N-концевых аминокислот от белковых молекул, что способствует снижению их аллергенных свойств.

Аминопептидазную активность мочи определяли у 129 больных собак и 47 кошек (176 голов). Показатели аминопептидазной активности мочи у собак составили 22,1±3,3 мг%, у кошек — 25,6±2,2 мг% (норма).  В острой стадии заболевания активность фермента составляла у собак 65,7±11,2 мг%, у кошек — 60,2±15,5 мг%, в хронической форме у собак — 30,3±6,2 мг%, у кошек — 27,6±3,7 мг%. Зависимость содержания фермента от возраста статистически достоверно не установлена. Значительное возрастание активности фермента отмечено у 2 собак с сопутствующим холециститом (до 128,8 мг%). К указанной схеме лечения в обеих группах животных добавляли строгое соблюдение диеты – назначили лечебный рацион с рисом и мясом ягненка.

Только у 3 из 13 повторно обследованных собак первой опытной группы активность аминопептидазы нормализовалась, у остальных она составила 63±13 мг%, у кошек изменений не было отмечено даже при клинически выраженном улучшении состояния кожных покровов. У собак, получавших диетические корма и «Бактонеотим» (II опытной группы), активность фермента снизилась и составила 32,7±1,4 мг%. Снижения уровня аминопептидазной активности до нормы достичь не удалось в обеих группах.

 

Энтерокиназная активность у животных с алиментарно обусловленными кожными заболеваниями.

В основном указанные заболевания связаны с повышенной потребностью в некоторых витаминах и аминокислотах, нарушением их всасывания, а также приемом некоторых медикаментов. Следствием развития является нарушение энергетического обмена и изменение активности энтерокиназ.  Энтерокиназную активность фекалий определяли у 79 собак и 36 кошек (115 животных). Показатели у0±2,1 ЕД/г, у кошек — 35±1,1 ЕД/г (норма).  У всех больных животных активность энтерокиназы была повышена и составила у собак 59,6±8,6 ЕД/г, у кошек — 47,6±10,4 ЕД/г.

Лечение в I опытной группе животных назначалось в соответствии с выявленной алиментарной недостаточностью. Показатели энтерокиназной активности у всех животных, получавших терапию по традиционной схеме, были повышены даже при отсутствии клинических признаков. У животных, которых лечили с применением «Бактонеотим»* (II опытная группа), эти показатели нормализовались практически у всех животных.

Таким образом, применение иммунопробиотического препарата «Бактонеотим»* во всех исследованных случаях (за исключением аллергических заболеваний кожи) приводит у животных к изменению ферментного фона, коррелирующего с клиническим выздоровлением.

Клиническое выздоровление животных, получавших терапию по традиционной схеме, чаще всего не сопровождалось изменением активности важнейших обменных ферментов, что, очевидно, создавало предпосылки для рецидивов заболевания.

«Бактонеотим» содержит комплекс живых лиофильно высушенных бактерий-эубиотиковBifidobacterium globosum БФ-4, Streptococcus faecium-74, LactobacillusacidophilusR-08, Bifidobacterium adolescentis МS42), экстракты лекарственных трав, стимуляторов неспецифического иммунитета (чаги, листа крапивы, травы душицы, листа березы, цветов календулы, травы хвоща, корня), а также вспомогательные компоненты (сухое обезжиренное молоко, лактозу, крахмал, стеарат кальция, гидроокись алюминия).

Входящие в состав «Бактонеотим»*  бифидобактерии в желудочно-кишечном тракте обеспечивают высокую антагонистическую активность по отношению к патогенным бактериям, препятствуют проникновению микробов в верхние отделы ЖКТ и другие органы. Способствуют усилению всасывания ионов кальция, железа, витамина D. Отмечена их высокая способность к синтезу аминокислот, белков, витаминов группы В. Лактобатерии вырабатывают молочную кислоту, спирт и лизоцим, а так же продукты с высокой антибиотической активностью, стимулируют выработку интерферонов, интерлейкина 1, и ряд других иммунологически активных молекул, подавляющих развитие гнилостных и гноеродных микроорганизмов в ЖКТ. Стрептококки обладают наиболее выраженной колонизационной резистентностью по отношению к условно-патогенным микроорганизмам.

Биофлавоноиды лекарственных трав обладают общими иммуномодулирующими свойствами, активизируют систему неспецифического иммунитета организма, способствуют повышению резистентности животных к инфекционным и инвазионным заболеваниям. 

* «Бактонеотим» снят с производства